Правила техосмотра

Пока российские законодатели разрабатывали новые правила прохождения техосмотра, в среде автомобилистов распространялось много разных слухов. Вплоть до того, что процедуру техосмотра вообще упразднят. Чуда не произошло и в начале 2012 года в силу вступили новые правила прохождения техосмотра транспортных средств.

Как выяснилось, часть автотранспортных средств действительно была освобождена от этой процедуры. К таким транспортным средствам относятся легковые автомобили, грузовые автомобили грузоподъемностью до 3,5 тонн, мотоциклы, полуприцепы и прицепы. Вышеперечисленный автотранспорт не подлежит техосмотру только в течение 3-х лет с момента начала эксплуатации. Грубо говоря, купило предприятие новый малотоннажный грузовик, поставило его на учет и в течение первых 3-х лет этот грузовик техосмотр не проходит.

Возникает закономерный вопрос: как же сейчас оформляется полис ОСАГО? Согласно новым правилам, при заключении договора страхования, владелец должен предъявить в страховую компанию действующую диагностическую карту осмотра автомобиля. Диагностическая карта действует в течение года (для автомобилей, которые проходят ежегодный техосмотр). Кстати, до 2015 года перезаключить договор страхования ОСАГО можно, предъявив талон техосмотра (в том случае, если талон был выдан не позднее 30 июля 2012 года).

Для прохождения техосмотра необходимо всего два документа: паспорт владельца автотранспортного средства и ПТС или свидетельство о регистрации. Если представитель станции техосмотра требует дополнительные документы, его требования признаются незаконными. Об этом прямо сказано в статье 17 «Закона о техосмотре».

До конца 2013 года пройти техосмотр можно будет и на государственных станциях. Но в основном процедуру техосмотра проводят аккредитованные операторы технического осмотра или дилерские центры. Аккредитация операторов проводится в установленном законом порядке. Стоимость прохождения осмотра транспортного средства устанавливают непосредственно операторы или дилерские центры. Например, для Москвы и московской области цены колеблются в пределах 700-1100 рублей. В регионах цены составляют от 500 до 1000 рублей.

Вступление в силу новых правил лимитировало время прохождения техосмотра. Максимальное время для легковых машин составляет порядка 30-40 минут, для грузовых – 40-50 минут. Не нужно забывать, что это время фактического техосмотра. При возникновении очередей, на станциях можно провести гораздо больше времени.

Процедура техосмотра включает в себя проверку:

  1. — Рулевого управления.
  2. — Тормозной системы.
  3. — Работу световых приборов (фар, габаритных огней, стоп-сигналов).
  4. — Обязательно проверяется двигатель, в том числе на предмет содержания вредных веществ в выхлопных газах.
  5. — Работы стеклоомывателей и стеклоочистителей.
  6. — Работы колес (осматривается также глубина рисунка протектора).
  7. — Боковых зеркал, ремней безопасности, лобового стекла. Если на лобовом стекле присутствуют трещины или глубокие сколы, мешающие обзору дороги со стороны водителя, техосмотр пройти будет невозможно.

По результатам осмотра составляется карта диагностики транспортного средства. Этот документ обязательно составляется в двух экземплярах, один из которых отдается на руки владельцу автомобиля. Данные диагностической карты заносятся в компьютер и хранятся 5 лет в электронном виде.

Пройти техосмотр теперь можно без привязки к месту регистрации. Фактически эту процедуру можно провести в любом регионе, так как в карте диагностики не отражается код региона, где был произведен осмотр автомобиля.

При обращении в дилерские центры необходимо помнить о том, что не все автоцентры проводят техосмотр автомобилей. Договор на техосмотр в дилерских центрах не относится к договорам публичной оферты (дилер не является аккредитованным оператором). Именно поэтому в дилерском центре имеют право отказать клиенту в оказании подобной услуги. Операторы станций техосмотра, наоборот, не имеют права отказывать в прохождении осмотра автомобиля.

Кстати, новый закон предусматривает ответственность, которая возлагается как на водителей, так и на технические центры, если по прохождении техосмотра автотранспортное средство явилось причиной аварии на дороге. Станция техосмотра будет считаться виновной стороной, если страховая компания сможет доказать, что процедура осмотра проводилась с нарушениями.