Ухта. Нефтяная столица Коми

О том, что на реке Ухта (она же Уква) есть нефть, люди знали как минимум с 15 века, но тогда мало кто знал, что делать с этой дрянью. Первый нефтепромысел в России здесь устроил еще в 1745-67 годах рудознатец Фёдор Прядунов, добывавший нефть из родников и колодцев и отправлявший на перегонку в Москву — добыто было ни много ни мало 3,5 тонны. Вновь об ухтинской нефти вспомнили в 1868 году, когда уже работали скважины Баку и Галиции. Но Ухта была слишком далеко, и нефть использовалась разве что для дозаправки судов на Баренцевом море.

Всё это время на Ухте не было ничего, даже отдалённого похожего на город. В 1929 году возник посёлок Чибью — с 1933 центр Ухтпечлага, из которого в 1938 году выделились Инталаг и Воркуталаг. То есть — тюремная столица всей Коми. Однако расположение Чибью в центре республики было очень удачным, он быстро рос, и в 1938 году получил статус ПГТ и название Ухта. Предполагалось перенести сюда из Сыктывкара столицу Коми АССР, но эти планы спутала война. Однако в 1943 году Ухта стала городом, а ныне она вторая по величине (117 тыс. жителей) в республике, существенно опередив Воркуту.

Вот такая вот история — простая, но очень своеобразная. Таким же мне показался и сам город: простым, но колоритным. Здесь необычный рельеф, интересная сталинская архитектура и отчётливый нефтяной колорит.

О весьма живописной станции Ухта я подробно рассказывал в прошлой части о Печорской железной дороге в Средней Коми. Вся она находится на узкой полосе между рекой Ухта в глубокой долине и не очень высокими, но очень крутыми холмами древнего Тиманского кряжа:

На вершине горы Ветласян отчетливо видна странная сетчатая конструкция. Это не радар и не военный объект, а едва ли не самый странный в России памятник Ленину:

В прошлом он еще и светился в темноте, но сейчас светодиоды и провода демонтированы. Очень красивая идея, вполне отражающая романтизм ударных таёжных строек. А Ухта, выросшая из лагерей, создавалась в нынешнем виде уже теми, кто ехал сюда добровольно — «за туманом и за запахом тайги» или просто за длинным рублём.

К голове Ленина я сначала искал короткий проход прямо от станции, но лишь увяз в снегу. чудом не навлёк на себя подозрения в чём-нибудь нехорошем и потерял без малого 40 минут. Времени в Ухте у меня было немного, и поэтому подойти к ЭлекроЛенину сверху я в итоге не успел — хотя там почти официальная смотровая площадка с лучшими видами на город. Я заснял виды с немного другой точки — ракурс не столь эффектен, но город всё равно ка на ладони.

В правой части обзора — гигантская промзона, отделенная рекой от железной дороги. На переднем плане — вокзал, типового проекта для крупных станций Печорской магистрали (Инта, Воркута, не состоявшийся Салехард). На заднем плане слева ТЭЦ, а справа Ухтинский нефтезавод. Небольшой, но единственный в нефтедобывающей Республике:

Первый нефтезавод здесь действовал аж в 1914-24 годах — конечно, далеко не первый в России, но для глухого таёжного края, где и городов-то не было, это был настоящий феномен. Нынешний нефтезавод был пущен еще в ГУЛаговский период — в 1934 году.

А левее — сам город на склонах холма. Большая его часть, как видите, застроена обычными многоэтажками 1960-80-х годов:

Особенно выделяется огромное здание местного НИИ нефти и газа, значение которого видно невооруженным глазом:

Ещё чуть левее, у моста через Ухту, смутно просматривается Старый город, построенный в 1952-58 годах по проекту Павла Мурзина и Николая Жижимонтова. Ему будет посвящена основная часть поста. Это место интереснее, чем кажется — например, в левой части кадра находится огромный Кафедральный собор. Не видите? Тогда расскажу о нём чуть позже.

Набережная Ухты и мост над железной дорогой. Хорошо виден мемориал Победы на переднем плане и две серые «коробки» на главной площади — администрация города подальше и офис «ЛУКОЙЛ-Коми» поближе. Уже упомянутый собор стоит как раз рядом с ними.

В целом же путь и от вокзала, и с Тимана до центра не близкий — нужно пересечь целых три моста (один над рекой и два над железной дорогой), причём последний еще и без тротуаров. Лучше ехать на автобусе, которых тут курсирует очень немало. но в подавляющем большинстве они служебные и возят на работу сотрудников нефтегаза.

Типичная застройка Тимана (не путать с Тиманом в Воркуте):

Старый город 1950-х годов — то, что отличает Ухту от всех остальных северных нефтеградов. Теоретически, у неё много общего с Сургутом. Нефтеюганском (где я был), Нижневартовском (где я не был, но уверен, что сходство еще большее), но те города начали строиться несколько позже. Архитектура Старого города в Ухте довольно простая, но стиль очень узнаваем и колоритен:

Особенно хороша улица Мира, начинающаяся у въезда на левый берег и идущая перпендикулярно мостам:

Детали крупные:

И малые:

В конце короткой улицы — краеведческий музей в настолько невзрачном доме, что я даже не удосужился его сфотографировать (виден на фотографии набережной с холма). Между тем, это старейший сохранившийся дом города, где в 1930-40-е годы жил Иван Косолапкин — буровой инженер, основоположник советский нефтяной промышленности в Ухте, то есть в каком-то смысле «отец» современного города. Символично, что именно перед его домом лежит и вот этот камень — Иван Косолапкин помог Ухте сойти с этого страшного пути:

Ухтинско-Печорский лагерь (Ухтпечлаг) был одним из самых мрачных в ГУЛаге. Во-первых, достаточно сказать, что легендарный Воркуталаг изначально был лишь его частью. Но в первую очередь в историю Ухтпечлага вошли «Кашкетинские расстрелы» 1937-38 годов. Тогда здесь начались волнения среди заключенных, и начальник лагерей Ефим Кашкетин разделался со смутьянами просто и безжалостно: людей якобы переводили в другой лагерь, колонной вели через тайгу, где в определенном месте их ждал пулемёт и заготовленная могила. В несколько этапов так было расстреляно около 2600 человек.

Но всё-таки прошу не забывать, что далеко не все жертвы ГУЛага были безвинными — ведь тюрьмы были для всех, и большую часть их обитателей даже в те годы составляли уголовники. Мне кажется, смешивать их с «узниками совести» под одной цифрой — цинично по отношению к последним, ибо уголовники были едва ли не главным инструментом их подавления.

От музея и камня тянется небольшая набережная. Что за сооружение с красной башней на заднем плане — не знаю: может быть, хлебзавод? А вот на переднем плане мемориала Победы — хотя Ухта лишь в 1938 году стала ПГТ, и лишь в 1943 — городом, на войне погибло несколько тысяч ухтинцев.

Параллельно реке и перпендикулярно улице мира идет улица Октябрьская — одна из главных в Старом городе. На площади за мемориалом — старейшие каменные здания Ухты (1946), стоящие друг напротив друга. Справа — бывший Горный техникум (ныне Дом Связи):

Слева — железнодорожный техникум:

А в треугольном квартале между улицами Губкина и Пушкина — тихий уголок деревянной Ухты. Наверное, так выглядел и посёлок Чибью. Но так как сам город богат и благоустроен, в этом барачном квартале очень уютно.

Понравился дом с оригинальной обшивкой, ныне занятый какой-то конторой:

И чрезвычайно оригинальные, с явным отголоском модерна, деревянные дома. Как уже говорилось несколько раз, ни в одном регионе России я не видел настолько оригинального советского деревянного зодчества, это явно одна из «визитных карточек» Коми.

Вернемся на Октябрьскую. Чуть дальше — часовенка и мемориал погибшим в стоявшем на этом месте ТЦ «Пассаж». 11 июля 2005 года здесь сгорел торговый комплекс, занимавший обложенный кирпичом деревянный барак — погибло 25 человек, в основном сотрудников комплекса. Для Коми эта катастрофа была таким же ударом, как для всей России — «Норд-Ост» или Беслан. Вскоре было установлено, что «Пассаж» подожгли, а дальше история очень мутная. Двоих подростков, мелких воришек, осудили на пожизненное, попытавшегося вступиться за них прокурора Григория Чекалина также отправили на зону. Я не знаю подробностей этой истории, поэтому не готов утверждать, что осудили невиновных. но дело тёмное, и как-то слишком много жертв правосудия.

Часовенка стоит фактически на задворках «ЛУКОЙЛ-Коми», который мы уже видели с горы. Между последним и администрацией — площадь с очень милым фонтаном с тюленями, за которой ворота Детского парка в чистейшем сосновом бору — один из самых красивых и уютных городских парков, что я только видел.

Кадр снят с крыльца собора Стефана Пермского:

Скажете — какой же это собор? Это Дом Культуры! Так и было: монументальный сталинский ДК Нефтяников в самом центре города соорудили в 1951 году. В церковь он был переделан в 1994, причём что особенно отрадно — без искажения внешнего вида. Только поставили звонницу под колоннадой, украшенной национальным узором:

Говорят, архитектор Николай Жижимонтов был верующим человеком, и всю жизнь мечтал когда-нибудь построить храм. Поэтому и в Домах Культурых закладывал определенные церковные элементы. Внутри я их, честно говоря, не заметил. Собственно храм занимает не более половины ДК, причём расположен перпендикулярно его основной оси. Но сама идея всё равно очень красива. жаль, если когда-нибудь над этим зданием возведут купол.

За ДК — местная пожарная команда:

И огромный Ухтинских технический институт имени Губкина, занимающий целый треугольный квартал:

Напротив второго фасада — еще один парк, уже не «детский», и в отличие от последнего — берёзовый.

Всё это Первомайская улица — третья главная в центре. По ней и пойдём дальше. Вообще, Ухта — настоящий Город Треугольников. Старый город между улицами Мира, Октябрьской и Первомайской имеет форму прямоугольного треугольника, треугольником является и уже показанный выше деревянный район, а в каменном центре несколько треугольных кварталов.

Подворотни в них выглядят колоритно. Жаль, не догадался зайти — наверное, треугольный двор-«колодец» еще колоритнее:

Еще немного деревянной Ухты. точнее, это каркасно-засыпные дома, где стены состоят из двух листов фанеры, между которыми засыпан какой-нибудь утеплитель (хотя бы простые опилки):

На углу Октябрьской и Первомайской — одно из красивейших зданий города, «Ухтабанк» с круглой ротондой на фасаде.

Здесь уже начинается Новый город. Чуть дальше — автовокзал. Как можно убедиться по этим кадрам, даже несмотря на внезапную весну с её слякотью и грязищей, Ухта — город очень благоустроенный и просто богатый. Чистые, хорошо освещенные улицы; мощнейший трафик, автопарк близок к московскому. Да и пейзажи Нового города местами очень напоминают столичные окраины:

Крайняя точка, до которой я дошёл — начало местного проспекта Ленина:

Широченная улица прошивает Новый город насквозь и уходит прямиком в тайгу:

На ней тоже есть интересные для ценителей позднесоветской архитектуры здания вроде местного Дома Культуры. Да и сам Новый город — хороший образец позднесоветского градостроительства с широкими улицами и молодыми красивыми энтузиастами, уверенными в завтрашнем дне .

В следующей части отправимся в глубинку Средней Коми — глухой посёлок Троицко-Печорск в предгорьях Северного Урала.

Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.

Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.

Сыктывкар. Старый город и Кируль.

Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.